search

Информация предоставляется в рамках взаимодействия с общественностью, разъяснения законодательства и правового просвещения

 

* Подписан закон о праве мужчин, одиноко воспитывающих детей, на дополнительные меры господдержки.
Согласно Федерального закона от 30.04.2022 № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на дополнительные меры государственной поддержки распространено на мужчин:
являющихся отцами (усыновителями) второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 года;
являющихся отцами (усыновителями) первого ребенка, рожденного после 1 января 2020 года.
Данное право возникает в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей.
Кроме того, законом предусматривается переход права на дополнительные меры господдержки к детям в равных долях, в частности в случае смерти мужчины, лишения его родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления.
Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2022 года.

* Для выпускников школ установлены дополнительные гарантии пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца.
Федеральным законом от 01.05.2022 № 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сохранено право на получение пенсии по потере кормильца для нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца (дети, братья, сестры и внуки), достигших возраста 18 лет, окончивших школу, на период до 1 сентября года, в котором завершено обучение.
При отсутствии документов (сведений), подтверждающих дальнейшее очное обучение такого лица по программам профобразования, выплата пенсии будет приостановлена на шесть месяцев начиная с 1 сентября года, в котором завершено школьное обучение.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2022 года.

* В 2022 году при определении среднедушевого дохода для получения выплат на детей не будут учитываться доходы члена семьи, уволенного после 1 марта 2022 года и признанного безработным.
Согласно постановления Правительства РФ от 28.04.2022 № 769
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 и об особенностях осуществления некоторых мер социальной поддержки" данное правило будет применяться при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, установленных Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".
Кроме того, установлено, что выплата ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предусмотренного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", прекращается с месяца, следующего за месяцем назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставляемой в соответствии с Указом от 31 марта 2022 г. № 175.

* С 1 сентября 2022 г. применяется актуализированный порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.
В соответствии с приказом Минздрава России от 21.04.2022 № 275н
"Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью" диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения). Диспансеризация проводится ежегодно в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних.
Признается утратившим силу приказ Минздрава России от 11 апреля 2013 г. N 216н, которым утвержден аналогичный порядок.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 года.

* Установлен временный порядок расчета процентов за рассрочку по уплате коммунальных услуг.
Согласно постановления Правительства РФ от 28.04.2022 № 763
"О внесении изменения в пункт 72 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в период с 28 февраля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. проценты за рассрочку на оплату коммунальных услуг будут рассчитываться исходя из ключевой ставки ЦБ, действовавшей на 27 февраля 2022 года, - 9,5%.
Перерасчет размера процентов за предоставленную в период с 28 февраля 2022 г. до вступления в силу настоящего постановления рассрочку осуществляется до 15 мая 2022 г.

* Подписано Постановление Правительства РФ от 30.04.2022 № 806 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" о снижении процентной ставки по программе "Льготная ипотека" с 12 до 9%, а также о продлении действия программы до конца 2022 года.
Остальные параметры программы остались прежними.
Получить льготную ипотеку можно на покупку жилья в новостройках, строительство частного дома или приобретение земельного участка для его строительства.
Максимальный размер кредита в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях составляет 12 млн. рублей. Для остальных регионов - 6 млн. рублей. Первоначальный взнос - не менее 15%. Разницу между льготной ставкой и рыночной банкам возмещает государство.

* Урегулировано взаимодействие между МФЦ и публично-правовыми компаниями.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2022 № 770 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797" установлено, в частности, что в соответствии с соглашениями о взаимодействии в многофункциональных центрах может быть организовано предоставление иных государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами ГВБФ или в случаях, установленных законодательством РФ, публично-правовыми компаниями.
Кроме того, наименование раздела "Росреестр" изменено на "Публично-правовая компания "Роскадастр".

* Федеральным законом от 01.05.2022 № 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 7.2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" уточнены полномочия налоговых органов по передаче сведений о доходах физлиц, для определения прав граждан на получение мер соцподдержки.

Согласно новой редакции статьи 7.2 НК РФ налоговые органы представляют имеющиеся у них сведения с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия не только по запросам органов субъектов РФ, уполномоченных в сфере социальной защиты населения, но также и по запросам Пенсионного фонда РФ.
 
* Верховный Суд РФ признал недействующими отдельные положения пункта 24 Правил от 5 августа 2021 г. № 545н, устанавливающие порядок удержания из пенсии средств на основании исполнительных документов, поступивших от взыскателя
Так, в решении Верховного Суда РФ от 31.03.2022 № АКПИ22-32 указано, что согласно оспариваемому абзацу 2 пункта 24 Правил удержания из установленной пенсии производятся на основании документов, определенных статьей 29 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – ФЗ № 400-ФЗ) удержание из установленной пенсии по исполнительным документам, поступившим на исполнение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно от взыскателя, в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – ФЗ № 229-ФЗ), производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.
Вместе с тем, часть 1 статьи 29 ФЗ № 400-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым производятся удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии:
1) исполнительные документы;
2) решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 данного федерального закона;
3) решения судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Из приведенных законоположений следует, что удержания в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, производятся лишь на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 Федерального закона N 229-ФЗ.
Таким образом, Минтруд России, установив оспариваемым положением тот же порядок и размер удержаний из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии по исполнительным документам, поступившим на исполнение в территориальный орган ПФР непосредственно от взыскателя в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона N 229-ФЗ, как и на основании решения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру, Минтруд России фактически ввел новое правовое регулирование при отсутствии на то полномочий.
В связи с чем суд признал не действующим со дня принятия абзац второй пункта 24 указанных Правил выплаты пенсий.

* С 1 сентября 2022 года вступает в силу закон о защите потребителей от ущемления их прав при заключении договоров и незаконного сбора персональных данных.
Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" конкретизирует норму Закона РФ "О защите прав потребителей" о недопустимых условиях договора, ущемляющих права потребителя, в том числе, закрепляется открытый перечень таких условий.
Предусматривается, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством РФ или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
Перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

* Росреестр: с 10 марта 2022 года введены ограничения проведения проверок.
В письме Росреестра от 14.03.2022 № 16-1832-МС/22 «Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» сообщается, что в целях исполнения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 в рамках видов надзора, осуществляемых Росреестром, не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки, за исключением проверок деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков.
Рассмотрены случаи, в которых внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и внеплановые проверки могут быть проведены при условии согласования с прокуратурой, а также случаи проведения проверок без согласования с прокурором.
Контрольные (надзорные) мероприятия, проверки, которые не завершены до 10 марта 2022 года, подлежат завершению до 16 марта 2022 г. путем составления акта контрольного (надзорного) мероприятия, проверки.
Кроме того, сообщается об ограничениях на возбуждение дел об административных правонарушениях.